Кнабе, Георгий Степанович. Древний Рим - история и повседневность: Очерки. - М.: Искусство, 1986. - 206 с.
- Говорит, что семиотика неактуальна. Он занимается «знаковой семантикой» (10). Свойства: (1) историчность, «как потому, что знак возникает из системы оппозиций, актуальных для данного, порой весьма краткого исторического периода, так и потому, что эти оппозиции часто строятся на противопоставлении того, что есть, тому, что было, то есть общаются к общественной памяти» (10), оппозиции синхронные и диахронные; (2) «он существует лишь для ограниченной социокультурной группы, объединенной совместно пережитым общественным опытом» (11); (3) а следовательно, «он апеллирует к объединяющим эту группу местным, интимно ассоциативным механизмам сознания. В нем всегда есть нечто, не исчерпывающееся рациональной и потому всеобщей логикой, нечто эмоциональное и не до конца формулируемое, а восприятие его предполагает актуализацию таких обертонов памяти, которые коренятся в подсознании и самим воспринимающим далеко не всегда осознаны логически» (13). Знак всегда метафора, «но в области быта эта метафора отсылает к образцу, общественно-историческое содержание которого выражено прежде всего через эмоциональную память и образные ассоциации» (13). Неразложимость знака, «музыкальный, ассоциативно-целостный характер знаковой семантики бытовых явлений.
- При этом быт дает лишь «обертона» истории, «мелодией», магистральными процессами историк быта не занимается.
- Описывает противоречие между консервативной моралью и беспринципностью римского общества - на марксистской модели производственных отношений. И эта противоречивость существовала веками. «Этот тип исторической жизни, при котором ее противоречия не разрешаются рождением принципиально нового общественного устройства, а пребывают в некоторой неразрешенности, в своеобразной дисгармонической гармонии, и составляет то неповторимое качество античной культуры, которое, вслед за Гегелем, принято обозначать словом «классический»» (26).
Водопровод
- Описывает систему римских акведуков. При этом отмечает, что размер и размах не были чисто количественными категориями в римской культуре, были «особым качеством предметного мира и фактом мироздания, культуры». Цитирует M. Wheeler: «Грандиозность есть явление римского этоса, она представляла собой нечто гораздо большее, чем тоннаж, - принцип творческого мышления» (33).
- При этом очень значительное потребление воды в Риме производилось вне производства. Это все для быта, развлечения и украшения. Даже конструкции (акведуки) строились с учетом эстетических соображений (38).
- Важность для otium (38).
- В общественной жизни существовали термы - постепенно архитектура сформировалась таким образом, что они стали царством духовной культуры и телесной культуры и гигиены (48). + демократизм (47), «деструктуризация жестко структурного по своей природе общества» (49).
- То есть иллюстрация, как новое разрушает старые устои.
- Были кражи воды!!! (49) Отчасти связано с тем, что городская коммуникация была явно («демонстративно») несовершенна.
- Право в отношении воды зависит от типа воды (пришлая или добытая, своя) - и характеризуется как сочетание личных интересов и общинных традиций, противоречивое единство fas и jus (62).
- При поступлении в город вода делилась на три категории - именем Цезаря / для частных лиц / на общественные нужды. При этом конструкция обеспечивала неизменную наполненность третьего канала при снижении поступления воды, а также поступление туда всего избытка при избыточном поступлении. То есть общественные нужды были приоритетными. При этом по городу эти потоки разводились независимыми системами. И это водоснабжение сохранялось и после изменения общественных отношений (64).
- Эта система уникальная для Рима. Везде общественной заботе доверялась лишь вода для общественных нужд.
Одежда
- Кроенная одежда ассоциировалась с варварами, по крайней мере - с периферией империи. И кроме того, воспринималась как стесняющая движения - это обстоятельство даже использовалось как судебное доказательство у Цицерона в защите Анния Милона (97).
- Каракалла (туника с рукавами, длинная и что-то там еще…) даже дала имя императору Марку Аврелию. Была настолько антиримская (хотя появилась в процессе эволюции традиционной тоги), что стала моделью для христианских монахов (до наших дней).
- Описывает, что в повседневной одежде постоянно приходилось менять официальную на простую - в зависимости от того, что делаешь. И это влияло на сочетание общественного и личного, которое часто характеризует античный характер (103).
Комментариев нет:
Отправить комментарий