суббота, 15 июня 2013 г.

Лингвистический анализ стыда

Малахова С.А. Личностно-эмоциональные концепты гордость и стыд в русской и английской лингвокультурах. Монография. Научное издание Армавир Армавирская государственная педагогическая академия 2011г. 208с

Эмоция в психологии - класс психических процессов и стояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовольствия, радости, страха и т.д,) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности (11).

Гордость и стыд - особая группа эмоций, направленных на себя, но имеющих отношение к морали и взаимодействию с другими людьми - self-conscious emotions.  Она связана с я-концепцией. Т.е. оценка своего поступка сточки зрения стандартов поведения в обществе.  Но в расчет берется не все общество, а личная сфера человека, т.е. непосредственное окружение (термин Апресяна в Интегративном описании языка и системе лексикографии). Т.е. порицание человеком своих безнравственных (с точки зрения других) действий.
АР: а мне не кажется, что стыд связан с само-порицанием - стыден сам факт быть предметом оценки со стороны другого (не зависимо от этой оценки).  А поскольку самоконструирование происходит через взгляд другого, то оно = преодоление стыда (формы разные от конформизма до протеста), но стыд до этого, он в факте being exposed to the other's eye / быть предметом оценки / оголенным (стыд как нагота у Tomkins).

Str: Пасть в глазах другого - одна из самых больших морально-психологических бед (Экзистенциализм - это гуманизм) / когда я = объект, объективация себя.
АР: Интериоризация нормы похоже на механизм власти у Fo - м.б. власть, социальная норма становится личной нормой через стыд?

У Нюттена - стыд связан с нарушением защищенности внутреннего мира психологической интимности.

Функции:

  • ответственность перед обществом;
  • учет норм = взаимодействие, социальная интеграция. 

Вержбицкая (Сопоставление культур...) предлагает рассматривать эмоции через семантческие примтивы (чувстввать, хотеть, сказать, думать и т.д.), т.е. предлагает универсальность эмоций и терминологии для их выражения.

У Мацумото эта универсальность вполне соотносится с културными особенностями.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий