понедельник, 19 декабря 2011 г.

...Фрэнсис Бэкон Делеза...

Вырабатывает свой язык на основании поэтики Бэкона.  Напр.,  берет из интервью "дело в том" и придумывает "matter of fact" - удвоение образов на картинах Бэкона.  Формулируется как требование нового языка для каждого нового исследования.

Исследует распадающуюся фигуративность у Бэкона.  XX век использует два пути ухода от фигуративности:

  • отказ от предметности в пользу чистой формы - абстракция;
  • фигуральность (из Лиотара) - особая фигура и контур, изолирующий ее + живописные поля - не просто фон, а структурирующая роль. 

Делез исследует, как живописное произведение действует (уходит от вопроса, что то такое), соотношение сили и взаимодействий:

  • соотношение фигур и полей: поле ограничивает фигуру, но фигура устремляется туда - диалектическое взаимодействие; 
  • удвоение фигур - растекание и затвердение плоти, бесформенность (отсылка к возвышенному у Канта), превращение в животное.  
  • взаимоотношение между полотнами - триптихи  сквозное движение, "ритм" у Делеза (у него предельное понятие, не определено) - определяет несколько форм (устойчивая, активное нарастание, активное ниспадение).

Но также и про цвет, Бэкон - колорист для Делеза.  Цвета выведены в тот план, когда они начинают взаимодействовать через модуляции.  Отсюда выводит чувство света, т.е. чувство, порождаемое цветом.  Из цвета, взгляда рождается гаптическое (тактильное) ощущение света.  Изображение становится тактильно-оптическим пространством. т.е. отношением глаз-рука. т.е. идеальное оптическое пространство, которое отсылает к тактильности (глубина, рельеф, трехмерность).

И выделяет две линии в искусстве:

  • подчинение руки глазу (Византия)
  • преобладание руки (Средние Века)

Реф. Алоиз Ригль (Alois Riegl).  Но у Бэкона нет иерархии, зрение = касание, это взгляд с близкого расстояния.  У Ригля это пространство барельефа, где нет различия между фигурой и фоном.  А у Бэкона - это пространство цвета.

Чувства (логика чувства) рождается из ритма.  Ритм - движение самой материи, до-органическое.  Но он актуализируется в различных формах - цвет, звук, слово.  Ритм - первооснова этих форм чувствования.

Это другая рационализация формы познания. Делез возвращает трансцендентные идеи (кантовские) в опыт, в чувственный опыт.  И эти идеи отражают силы, которые направляют чувственность.  В этом идея становления, в т.ч., становления животным, у Бэкона.  Бэкон изобретает тело без органов, которое деформируется силами.  Делез не делает видимое, он делает видимым - это действие сил.  И сила становится причиной чувств, логика чувств. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий