суббота, 28 мая 2022 г.

...Фашизм как Возрождение Королевской Власти у Батая...

Жорж Батай. Психологическая структура фашизма // Новое литературное обозрение, № 13, 1995. С. 80-102

I. Однородная часть общества

  • Исходит из марксистской модели базиса и надстройки.
  • "Психологическое описание общества следует начинать с той его части, которая наиболее доступна познанию — и которая, по видимости, является основной его частью — т.е. с той, значимый признак которой — тенденция к однородности.  Однородность означает здесь соизмеримость элементов и осознанность этой соизмеримости…" (80).  В основе социальной однородности лежит производство.  Производство определяет социальную однородность, всякий бесполезный элемент исключается (не из общества в целом, а из его однородной части).
  • Но в современном обществе владение средствами производства является соизмеримо общественно полезным (а не владение рабочей силой).  Именно в среде капиталистов развивается базовая тенденция к подчинению человеческого своеобразия неким абстрактным и взаимозаменяемым сущностям — отражениям однородных вещей, которым владеет человек.

II. Государство

  • Подтверждает марксистскую концепцию государства как "аппарата, обслуживающего однородность, находящуюся под угрозой" (81).
  • При этом делает это как приспосабливанием (пример парламентаризма, примиряющего противоречия), и подавлением.

III. Разъединение, критика социальной однородности и государства 

  • Именно в инородном возникают импульсы изменений.

IV. Инородное социальное существование

  • Сложность анализа в том, что изучению подлежит явление, которое еще не описано в положительных категориях.
  • Нет ни социальной, ни научной ассимиляции.  При этой эти виды ассимиляции обладают одной структурой: "задача науки состоит в том, чтобы обосновать однородность разлитых явлений; наука, в известной смысле, является одной из наиболее ярко выраженных функций однородности" (83).
  • Но вытеснение анализирует в психоаналитических категориях.
  • Однородное представляется в виде предметов и категорий.  Инородное представляется в виде энергий и импульсов.  И потому часто описывается через субъекта и его суждения.  Но это не означает, что эти факты нужно рассматривать как субъективные.  Различие в том, что в инородной реальности символы, заряженные аффективным значением, не мене важны, чем основополагающие элементы, часть может иметь то же значение, что и целое.
  • Такой анализ позволяет анализировать фашистских вождей как "совершенно иное" (86).  В терминах скандальности.

V. Фундаментальный дуализм инородного мира

  • Сакральное находится на двух полюсах: чистое и нечистое.

VI. Императивная форма инородного существования: суверенная власть

  • Однородный элемент социального исключает и низшие, и высшие формы инородного.  Но отбрасывание низких форм остается основополагающей.  И объединяется в этом с высшими формами инородности, поэтому последние не могут быть так быстро отброшены.  Однородное общество не находит смысла существования и деятельности в себе, поэтому оно зависимо от сил инородного (того, которое относительно приемлемо).

VII. Тенденция к концентрации

  • Царская власт объединяет или стремится объединить военную и религиозную.  И вновь это случилось в фашизме.

VIII.  Армия и военноначальники

  • Военная власть утверждает себя через интенсификацию инородности (дисциплина, воинская честь, геометрия построения, аффективность привязанности к командующему и его воле, и т.п.), а не через совпадение с однородным.  Но инородность армии трансформируется из инородности грязи и крови и страдания в инородность части и долга, "честь и долг, получающие символическое выражение в геометрии военных парадов, — это формы, стремящиеся поставить военное существование над однородным — в качестве императива и в качестве абсолютного смысла однородного существования" (94).  Честь и долг обосновывают авторитет армии, совместимый в сознании с преступлением.

XIX. Религиозная власть

  • Дает внешний авторитет совершенства королю.

X. Фашизм как суверенная форма инородности

  • Фашизм возрождает эту модель власти.
  • Он влияет на все социальные слои.  В отличие от социализма, при этом, фашизм предстает как объединение классов (97).  Перемешивает классы.

XII. Основные предпосылки возникновения фашизма

  • Эпоха утопического социализма миновала, этические предпосылки нельзя принимать в расчет, как не примате их в расчет фашизм — "система знаний, нацеленных на изучение социальных движений аттракции и отторжения, должна предстать в своем истинном виде, как оружие" (102).

Комментариев нет:

Отправить комментарий