Жорж Батай. Психологическая структура фашизма // Новое литературное обозрение, № 13, 1995. С. 80-102
I. Однородная часть общества
- Исходит из марксистской модели базиса и надстройки.
- "Психологическое описание общества следует начинать с той его части, которая наиболее доступна познанию — и которая, по видимости, является основной его частью — т.е. с той, значимый признак которой — тенденция к однородности. Однородность означает здесь соизмеримость элементов и осознанность этой соизмеримости…" (80). В основе социальной однородности лежит производство. Производство определяет социальную однородность, всякий бесполезный элемент исключается (не из общества в целом, а из его однородной части).
- Но в современном обществе владение средствами производства является соизмеримо общественно полезным (а не владение рабочей силой). Именно в среде капиталистов развивается базовая тенденция к подчинению человеческого своеобразия неким абстрактным и взаимозаменяемым сущностям — отражениям однородных вещей, которым владеет человек.
II. Государство
- Подтверждает марксистскую концепцию государства как "аппарата, обслуживающего однородность, находящуюся под угрозой" (81).
- При этом делает это как приспосабливанием (пример парламентаризма, примиряющего противоречия), и подавлением.
III. Разъединение, критика социальной однородности и государства
- Именно в инородном возникают импульсы изменений.
IV. Инородное социальное существование
- Сложность анализа в том, что изучению подлежит явление, которое еще не описано в положительных категориях.
- Нет ни социальной, ни научной ассимиляции. При этой эти виды ассимиляции обладают одной структурой: "задача науки состоит в том, чтобы обосновать однородность разлитых явлений; наука, в известной смысле, является одной из наиболее ярко выраженных функций однородности" (83).
- Но вытеснение анализирует в психоаналитических категориях.
- Однородное представляется в виде предметов и категорий. Инородное представляется в виде энергий и импульсов. И потому часто описывается через субъекта и его суждения. Но это не означает, что эти факты нужно рассматривать как субъективные. Различие в том, что в инородной реальности символы, заряженные аффективным значением, не мене важны, чем основополагающие элементы, часть может иметь то же значение, что и целое.
- Такой анализ позволяет анализировать фашистских вождей как "совершенно иное" (86). В терминах скандальности.
V. Фундаментальный дуализм инородного мира
- Сакральное находится на двух полюсах: чистое и нечистое.
VI. Императивная форма инородного существования: суверенная власть
- Однородный элемент социального исключает и низшие, и высшие формы инородного. Но отбрасывание низких форм остается основополагающей. И объединяется в этом с высшими формами инородности, поэтому последние не могут быть так быстро отброшены. Однородное общество не находит смысла существования и деятельности в себе, поэтому оно зависимо от сил инородного (того, которое относительно приемлемо).
VII. Тенденция к концентрации
- Царская власт объединяет или стремится объединить военную и религиозную. И вновь это случилось в фашизме.
VIII. Армия и военноначальники
- Военная власть утверждает себя через интенсификацию инородности (дисциплина, воинская честь, геометрия построения, аффективность привязанности к командующему и его воле, и т.п.), а не через совпадение с однородным. Но инородность армии трансформируется из инородности грязи и крови и страдания в инородность части и долга, "честь и долг, получающие символическое выражение в геометрии военных парадов, — это формы, стремящиеся поставить военное существование над однородным — в качестве императива и в качестве абсолютного смысла однородного существования" (94). Честь и долг обосновывают авторитет армии, совместимый в сознании с преступлением.
XIX. Религиозная власть
- Дает внешний авторитет совершенства королю.
X. Фашизм как суверенная форма инородности
- Фашизм возрождает эту модель власти.
- Он влияет на все социальные слои. В отличие от социализма, при этом, фашизм предстает как объединение классов (97). Перемешивает классы.
XII. Основные предпосылки возникновения фашизма
- Эпоха утопического социализма миновала, этические предпосылки нельзя принимать в расчет, как не примате их в расчет фашизм — "система знаний, нацеленных на изучение социальных движений аттракции и отторжения, должна предстать в своем истинном виде, как оружие" (102).
Комментариев нет:
Отправить комментарий