Руссо 10/07
- Люди в естественном состоянии одиноки - первое желание человека одиночество. Но потребности требует коллективности. А язык возникает как инструмент одиночества. Жест — потребность. Язык — на стороне чувств и может быт не на стороне другого. Обмен может быть без языка, но чувство (любовь) требует языка.
- Прагматика языка возникает уже потом.
- Это стало предметом критики Деррида (через критику Леви-Строса). Когда человек научается давать имена, происходит революция сознания.
- У Руссо разделение юга и севера. На юге ресурсов дольше, дольше можно оставаться на уровне жестов, на уровне обсуждать потребности.
- Жест, прагматика дает Общество. Язык, чувство дает Культуру. Разделяет общество и культуру. Культура не имеет в себе коммуникационную основу.
- Изобильная природа дает чувства, культуру, одиночество. Одинокий благородный дикарь. Мало ресурсов — жесты, общество, разум. Общественное устройство дикарей не интересно, им хорошо одиноким, нет разума. Не нужна письменность. И именно там золотой век человека.
- Не существует идеального общественного устройства — общественное устройство это на стороне нехватки, недостатка. Общество — это другой логический порядок, не то, который у дикаря, не в логике золотого века. Любое общественное устройство априори ущербно, потому что против подлинных онтологических оснований человеческого устройства.
- Идеал частной жизни - между диким и общественным.
- Но и в общественном устройстве есть некое идеальное состояние. Это что-то типа сверх-человека (Ницше ссылается на Руссо).
- Частная жизнь не вне зоны государства (как у камералистов). Частная жизнь — это проект, сценарий эскапизма. Это предмет решения, это не возвращения в естественное состояние. И в силе этого принципиально предполагает общество. и не равно Гоббса у которого сбежать из общества не возможно. Это источник идеала политического романтизма. Идеал человека — не в обществе.
- Частный эскапизм — указы о вольности дворянской в России, помещичье-усадебная культура. Отсюда же частная наука как продукт викторианской усадьбы. И это идеал кампуса эмайти или фб.
- В т.ч. уходит регулярный парк.
- Принципиальное отсутствие интереса к антропологии у Гоббса. Теория языка аналогична. Но вне языка у Гоббса нет человека. И это отличие от Руссо.
- Интуиция Руссо — из идеи Монтескье, что климат задает человека и задает общество.
- Целан — Меридиан и коммент Деррида. Спорит с Руссо.
- Наезды на театр — театр есть дериватив общества, меметика общества и есть плохо.
Общественны Договор
- Основные проблемы: отношения семьи и государства; суверен и объединения людей; какие потребности ведут к переходу из естественного состояния; сам переход; суммирование воль (для камералистов не вопрос общества, не вопрос перехода из естественного состояния); масштаб коллектива. Эти проблемы до этого не стояли.
- Семья. Не подобие — различие масштаба создает онтологическое различие. А затем — нет разницы (отличие только в токах любви). И это просто потому что иначе ему не вывести государство. Кроме как через очевидность семьи нет других оснований. И потом семья не совсем оторвано от природы — и может стать основой идеальным обществом.
- Потребности. Общество основано на потребности. Не на чувстве. Переход к гражданскому обществу больше не является онтологическим переходом, вопрос количества, не природы. И он первый сказал.
- Французская традиция — общество это проблема другого, для англичан и немцев — проблема ассоциации и уставных документов.
- Потребности создают права. И отсюда собственность. А это создает неравенство. А отсюда новые потребности. И это создает основания для педагогики.
- Управляя потребностями, можно управлять социальным порядком. Социальный порядок больше не негативная категория. Он производное от педагогики.
- Отсюда первый общественные договор. Он создает большое общество — не гражданское общество. Большая сборка. Агрегация. Которая фиксирует неравенство.
- Нет сложения воль, это не ассоциация. Семья не создает унификацию воль.
- Второй общественный договор — гражданское общество, сумма воль, происходящее по правилам. Это революция — установление общества есть разрушение другого общества. Нет коллективного членства, нет семьи. Индивидуальный (не метафора как у Гоббса).
- ГРажданское общество — и ест суверен. Именно второй общественный договор создает суверена. Воля вернулась.
- ОБщая воля — glukzelesheit у камералистов, и грация у янсенистов (общая воля бога к спасению всех). Органицистская метафора. Приоритет общества.
- Это позволяет отвлечься от потребностей. Гражданское общество не удовлетворяет потребностей. Нет индивидуальных потребностей, государство удовлетворяет потребности всех. Общая воля не равно воля всех, но равно суверен.
- Социальный порядок — больше не консенсус. Это чувство. И любовь к родине. И дальше педагогика — создание потребность любви к родине.
- Марксистская теория.
- Включается мораль. Справедливость определяется общей волей. И не есть справедливость одних к другим.
- Надгосударственный суверен невозможен. Но над ним возникает всеобщий прогресс и идея человечества. Альтернатива буколической утопии, эскапизму стала идея всемирного прогресса. Свойства: всеобщность, всепроникаемость, непрерывность, гений рода человеческого (общая воля масштабов земного шара). Впервые в социальной теории социальный порядок предложено приложить к чему-то больше, чем государство.
- Государство = общая воля = суверен. Тавтологичное консервативное мышление.
- Соединяет прогресс с эскапизмом. Приращение общей воли и сохранение частной жизни. Нет противоречия. Именно потому что концепция общей воли не определена.
- Прогресс в Древнем Риме — прогресс наше приближения к царству божьему. Прогрессус не равно дефектус (это наша жизнь до смерти).
- Дальше Бэкон — прогресс есть вмешательство в мир. Фонтеней — улучшательное вмешательство (прогрессус и перфектус).
- До Тюрго у прогресса всегда есть субъект. Он делает прогресс субъектом, а человечество объектом. Речь Тюрго — 11 декабря 1750.
- Спор — какой народ ведет человечество по пути прогресса. Руссо создает коллективного субъекта, Тюрго — рамку для его действия. Это гений народа.
- У истории снова возникает цель — прогресс (в перерыве после возрождения была реальный период модерна).
Папендорф
- В отличие от Гоббса не логическое естественное состояние, а естественно-научное.
- Статус утопического воображения в социальной теории. Утопия — место, которого не может быть(не бывает, а не может быть). Логическая невозможность.
- Как эпистемологическая фигура. В т.ч. у Вебера в теории идеал типов (текст "Город").
- Родственность идеальных моделей и теоретическими концептуализациями и утопией.
- Примеры утопизма. Декартовский рационализм. Рациональность трансцендентна. Не ранов кантовский, для которого рационализм трансцендентален. Декартовский — опциональный элемент утопии. Кантовский — необходим. Например кантовский в утопии войны всех против всех. В любой модели "если - то".
- Антиутопия всегда недвусмысленно глобальна. Нет выхода. Можно выйти только в другую антиутопию. Руссо - самый антиутопический. Снова связанос природой волонте женераль, не волонте де тус. Оно тотально.
- + Революционный преобразующий критицизм.
- И рациональность — но особого типа. Проективного и нормативного типа.
- Идея прогресса является видом утопического рационализма. И научная концептуализация туда же.
- Но делаем это не для того, чтобы изменить мир, а чтобы изучить его. В остальном это утопистская модель.
- Утопия учит аккуратно работать с парадоксальными высказываниями (Х есть не-Х). Луман про семантику тавтологии и парадокса (= Мангейм про утопию и идеологию).
Самоубийство
- Томаш Гаррик Массарик — диссер по самоубийству. За 15 лет до Дюркгейма.
- Эпистемилогическая интервенция — метод, который возникает, когда социология стала объяснять через социальные явления, т.е. явление и объяснения одного порядка (вплоть до социологии социологии). Объяснение верования других дисциплин через свой язык — напр., верования психологии через социальные факты. Другая дисциплина — не более чем верования группы людей. Не нужно объяснять самоубийства, нужно объяснить тех, кто объясняет самоубийства. Потому что у на есть Дюркгейм.
- Соколов как я не сделал карьеру на западе.
- Иное взаимодействие с социальной антропологией. Т.к. общий язык и общий корпус классиков.
- Эпистемическая эмансипация. Повседневные практики сначала были объясняемым феноменом (чаще всего через классовую структуру). Потом — эмансипация до то, что она объясняется через себя. А уже сегодня они стали объясняющим.
- Аналогично у Дюркгейма коллективные представления и верования сначала объяснялись через социальную структуру. А позже они сами (напр., коллективный гнев у аборигенов) становятся фактором пересборки социальных отношений. Верования — такие же социальные факты (проблема позднего Дркг).
- Это про "первичные феномены".
- Джефри Александер. Уотргейт как демократический ритуал.
- И вот получается методологическая редукция — все оьбъясняется через повседневные практики.
- Но в соц антропологии это не происходит. Эмансипация создает из объекта концепт. В антропологии нет эмансипации феномен до концепта (напр., ритуал остается явлением, для которого нужно собрать свою метафору). Настолько что в отечественной традиции развели обряд (ритуал в антропологии) и ритуал.
Сообщество
- В качестве объяснителя закрепляется не в традиции Теннра и Зиммеля, а из антропологической традиции (Уорнер) — общество и сообщество в отношениях метонимии. И тогда —сообщество становится производным от людей и территории — но вопрос, что склеивает в сообщество (ритуал и пр.).
- Сообщество определяется через чужого (см. решетку). И разные истории дают разные модели взаимодействия с чужаком и разные интерфейсы взаимодействия.
- Но не наблюдаемые. И происходит пересборка в конце 20 века. Марк Геневеттер (?), сетевая модель сообщества. Солидарность предполагает топологию сильных и слабых связей (а не просто плотность как у Дркг). О силе слабых связей. Попытка отказаться от антропологического наследия в сообществе.
- Уорнер. Живые и мертвые.
Что такое Просвещение
- Реконцептуализация республики — историческая проблема. Гражданская свобода не равно свобода духа народа — теоретическая проблема. Панегирик абсолютизму — избавиться от него, обосновать логически (не мог же он просто назвать абсолютизм республикой из политических предпочтений).
- Различение частного и публичного использования разума. Государство — на стороне частного использования. Полицейское различения — от камералистов, но переворачивает наоборот, сферой гос контроля — частная жизнь. Священник (частная сфера) — представитель государства (репрезентация). И нерепрезентативная концепция публичности (ученый в публичном поле никого не представляет). Текст может еще и служить основой для анализа авторизации делегирования.
- Майкл Тосик???
- И вывод — нет преосвященного века. Но и "век просвещения" — потому что век Фридриха. Частное использование делает возможным публичное. И переход через парадоксализация: повинуйтесь не равно не рассуждайте (или верьте в другом переводе —что тоже создает напряжение). Повинуйтесь становится возможностью публичного. И приносит монах.
- Jusrisdiction of hegelian mortgage Nancy
- Повинуйтесь может сказать монарх, но не республика. Потому что республика это собрание представляемых и представителей. Нет не представителей. Все связаны договорами с другими. Публичное в итоге отграничено, а частное — нет, публичное внутри частного.
- Гражданская свобода — не права человека — это доступ в публичность, слушать и говорить от себя. Не равно свобода духа народа — частное, представители. Республика защищает духа народа. Не публичность.
- Geistes des Wolks. Дух народа у Канта только в этом тексте. Термин Гердера, его ученика. В качестве концепта, который не нагружен, но можно отослать к ученику. И отличается и подчеркивает гражданскую свободу.
- Geistes des Wolks = национальный характер.
- Реконструкция публичности через Спор факультетов. И рассуждать свободно на низших факультетах (в зоне публичного использования разума), но подчиняться можно только в монархии. В республике не возможно.
- Публичность поднимается над государством. И такая всемирная публика способствует всемирной эмансипации. И публичное использование разума становится миссия (всемирная эмансипация человечества). И главными элементами становятся любители знания — потребители, публика. Модель этого прогресса — платонизм и власть ученых.
- И оценка государства не через структуру (один, власть — многие), а через задачи, которые она способна решить. В итоге монархия Фридриха становится республикой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий