Мэйн, Генри Джеймс Самнер (1822-1888). Древнее право: его связь с древней историей общества и его отношение к новейшим идеям / пер. с 4-го англ. изд. Н. А. Белозерской. — Изд. 2-е, репр. — Москва: URSS, 2010. - 312 с.
Естественное право и Справедливость
- Развитие римского права — как борьба юс кивиле и чужестранцев, которые наводнили Римскую империю. Примирение происходило через выработку jus gentium — как выведение принципов общих для разных народов. Сейчас это кажется самой сутью права, но во время формирования такое право было предательством гражданского права и вызывало презрение. После импорта греческой натурфилософии как непротиворечивого строения мира из единого принципа и представлений о природе как о наиболее точном способе мироустройства (соединенное с стоической этикой) — возвращается идея естественного права.
- И естественное право находят в jus gentium. Это соединение происходит в понятии справедливости (46). В справедливости изначально есть идея равного разделения (aecuus). Но в Греции оно было мене артикулировано. А в рамках jus gentium эта идея равного становится определяющей — как отвращение к разграничениям и привилегиям древнего римского права. "Вероятно, этому выражению не придавалось сначала никого этического оттенка и нет основания предполагать, что процесс, обозначаемый этим выражением, возбуждал к себе что-либо, кроме отвращения в уме первобытного римлянина. С другой стороны черта jus gentium, заключавшаяся в слове Aequitas и возбуждавшая опасения римлянина, была первой и наиболее живо осуществленной характеристикой гипотетического состояния природы. С природой связывались представления о симметричном порядке сперва в физическом мире, а затем и в нравственном, и первоначальное понятие о порядке, без сомнения, заключало в себе представление о прямых линиях, равных плоскостях и соразмерных пространствах" (47). И авторитет теории естественного права возник не только на презрении к jus gentium, но и на философском авторитете и на ностальгии по старому и счастливому состоянию народа по природе.
Новейшая Теория Естественного Права
- Концепция естественного права сильно не филососфична — естественное состояние отсылает к прошлому, хоть и бессодержательному, некому фантастическому золотому веку. "Естественное Право для всех практических целей приставляло собой нечто принадлежащее настоящему, нечто связанное с существующими установлениями, нечто такое, что могло быть отличено от них только компетентными наблюдателями" (57). Это противоречие пытались преодолеть тем, что видели "природный" идеал в будущем — к чему стремится общество. Это идея из христианства.
- Греческое право быстро пришло к инструментальному значению права, которое ничем не отличалось в интерпретации и применении от вопросов факта — и потому постоянно менялось и оспаривалось. Такое состояние называет "преждевременной зрелостью" (59). И именно от нее римское право оградила доктрина естественного права.
- Теория естественного права и естественного состояния человека (Руссо) стала основой международного права -- каким бы проблематичным ни был концепт равенства государств, в отличие от равенства граждан). При этом международное право прямо заимствовано из jus gentium. Настолько, что положения о верховенстве власти на определенной территории прямо брали из положений о праве собственности.
- И это стало самым естественным способом концептуализации — настолько, что забыли о том, что долгое время не было никакой "территориальной верховной власти" (81). В Римской империи территориальная власть принадлежала племенам, "племенное владычество", но она не создавала никакой претензии на право. Территориальные титулы возникли, но "только, как удобный способ обозначения правителя известного участка, владений племени, а король всего племени был королем своего народа, но не земель, принадлежащих его народу" (81).
- Другим аспектом верховной власти была идея "всемирного владычества".
- Из этого понимания — приобретение власти при вхождении на престол новой династии — из народа, а не из территории… (82-83).
- Власть ограниченная, а титул всеобъемлющий.
Первобытное Общество и Древнее Право
- Сравнительное правоведение и наблюдение за примитивными обществами. Убеждает в теории "патриархального быта" — теория эта опирается на библейскую историю еврейских патриархов в западной Азии.
- Завещание
- Собственность
- Договор
- Деликт и Преступление
Комментариев нет:
Отправить комментарий