суббота, 15 июля 2017 г.

...Анализ Гротеска у Гоголя...

Эйхенбаум, Борис Михайлович (1886-1959.).   Как сделана «Шинель» Гоголя / О прозе; О поэзии: Сб. ст. [Вступ. ст. Г. Бялого]. - Л.: Худож. лит: Ленингр. отд-ние, 1986. - 453 с. 
Как сделана "Шинель" Гоголя


  • Звуковая семантика языка Гоголя — поверх и вместо смыслового слоя языка.  Отсюда любовь к звучным фамилиям, где можно было сообщить о человеке через звук.  Или использование, например, ботанических или географических названий для звукового ряда.  Но и в нарицательном выражении тоже декламационность, что отражает умение Гоголя читать тексты.  Текст становится сразу высказыванием.  
  • Язык каламбуров.  Но не просто.  Например, в отношении имени Башмачкина.  Но одновременно фамилия снабжена комментарием (про происхождение), который создает уже сложный двойной каламбур, доведение до абсурда.  При этом это абсурд скрывается под логичным синтаксисом — и потому "производит впечатление непроизвольности".  
  • "Стиль гротеска требует, чтобы, во-первых, описываемое положение или событие было замкнуто в маленький до фантастичности мир искусственных переживаний… совершенно отгорожено от большой реальности, от настоящей полноты душевной жизни, и, во-вторых, чтобы это делалось не с дидактической и не с сатирической целью, а с целью открыть простор для игры с реальностью, для разложения и свободного перемещения ее элементов, так что обычные соотношения и связи (психологические и логические) оказываются в этом заново построенном мире недействительными и всякая мелочь может вырасти до колоссальных размеров.  Только на фоне такого стиля малейший проблеск настоящего чувства приобретает вид чего-то потрясающего" (322).  

Комментариев нет:

Отправить комментарий