Отто, Рудольф (1869-1937). Священное: об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным / пер. с нем.: А. М. Руткевич. — Санкт-Петербург: Изд-во Cанкт-Петербургского ун-та, 2008. — 269 с.
- «Для всякой теистической идеи Бога вообще, а для христианской по преимуществу и исключительно, существенным является то, что посредство нее божество постигалось в ясной определенности и обозначенным такими предикатами, как дух, разум, воля, целеполагающая воля, добрая воля, всемогущество, единосущность, сознательность и им подобными. Дабы тем самым идея Бога мыслилась в соответствии с тем личностно-разумным, как его — в ограниченной и скованной форме —человек обнаруживает в себе самом» (6).
- Вводит понятие нуминозного как священное минус мораль. Остается в рамках религии.
- Призывает вспомнить о глубоком религиозном переживании. И отсылает тех, кто не переживал такого. Даже эстетическое переживание не подойдет.
- Последуем совету?
- Пытается схватить в зазоре между противоположными понятиями, с помощью которых описывается чувство священного (страх/любовь/ужас/притягательность).
- Оперирует такими выражениями как «не существует высокоразвитой набожности» (93).
- Приводит священные тексты, в т.ч. теологические — гимны, трактаты.
- Дает средства выражения нуминозного. В т.ч. в восточных религиях (темнота/пустота). И затем в христианстве, в его вариантах, в т.ч. у Лютера.
- Священное — априорное категория разумного духа (177). И априорность позволяет на сводить религиозное переживание просто к дани традиции и социальным ценностям (257).
- Оно всегда переживаемое. Способность признавать священное в явлении — «дивинация» (221).
Комментариев нет:
Отправить комментарий