четверг, 2 марта 2017 г.

Отто о Нуминозном

Отто, Рудольф (1869-1937).  Священное: об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным / пер. с нем.: А. М. Руткевич. — Санкт-Петербург: Изд-во Cанкт-Петербургского ун-та, 2008. — 269 с.



  • «Для всякой теистической идеи Бога вообще, а для христианской по преимуществу и исключительно, существенным является то, что посредство нее божество постигалось в ясной определенности и обозначенным такими предикатами, как дух, разум, воля, целеполагающая воля, добрая воля, всемогущество, единосущность, сознательность и им подобными.  Дабы тем самым идея Бога мыслилась в соответствии с тем личностно-разумным, как его — в ограниченной и скованной форме —человек обнаруживает в себе самом» (6).  
  • Вводит понятие нуминозного как священное минус мораль.  Остается в рамках религии. 
  • Призывает вспомнить о глубоком религиозном переживании.  И отсылает тех, кто не переживал такого.  Даже эстетическое переживание не подойдет. 
  • Последуем совету? 
  • Пытается схватить в зазоре между противоположными понятиями, с помощью которых описывается чувство священного (страх/любовь/ужас/притягательность). 
  • Оперирует такими выражениями как «не существует высокоразвитой набожности» (93). 
  • Приводит священные тексты, в т.ч. теологические — гимны, трактаты.  
  • Дает средства выражения нуминозного.  В т.ч. в восточных религиях (темнота/пустота).  И затем в христианстве, в его вариантах, в т.ч. у Лютера.  
  • Священное — априорное категория разумного духа (177).  И априорность позволяет на сводить религиозное переживание просто к дани традиции и социальным ценностям (257). 
  • Оно всегда переживаемое.  Способность признавать священное в явлении — «дивинация» (221).

Комментариев нет:

Отправить комментарий