Рикёр, Поль (1913-2005). Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике / Ин-т философии Российской академии наук; пер. с фр., вступ. ст. и коммент. И. С. Вдовиной. — Москва: Академический проект, 2008. — 695 с.
Символика Интерпретации Зла (с. 373-512)
- Анализ понятия «первородный грех» — выявление значения, которое сводится к разрушению понятия — «надо подвергнуть сомнению знание, чтобы выявить ортодоксальную интенцию, прямой смысл, экклезиастический смысл» (390).
- Две идеи спорят: зло как разлитое в мире, которое заражает человека, и зло как порожденное в мир человеком. И вторая — это идея наследования зла в человеке. Фигура Адама, как антагониста Христа. И эта идея у Августина при анализе Послания к римлянам Павла. И в этом анализе первородный грех приобретает «мифическое величие» (384), которое превышает образ Адама. Оно передается через Адама, но этот не столько первый творец, сколько первый проводник — «именно грех в своем сверхиндивидуальном величии собирает вместе людей, от первого человека до нас с вами, именно он «делает» каждого грешным, именно он «имеется во множестве» и именно он «царствует». Вот сколько черт, способных препятствовать чисто юридической или биологической интерпретации наследования. То, что я только что назвал мифическим величием греха у Cв. Павла, чтобы подчеркнуть сверхличностный характер таких реалий, как закон, грех, смерть, плоть, сопротивляется их юридическому толкованию, которое, однако, прокладывает себе путь наряду с другими понятиями Павла, такими как вменение в вину…: грех, говорится в Послании к Римлянам, не вменяется, когда нет закона» (385). Исчезновение мифологической составляющей приведет к индивидуализации греха, приправленного биологизмом передачи по наследству.
- Но выражение «в Адаме» получило различную интерпретацию.
- В итоге первородный грех — не понятие (против гностицизма и теологии как науки, вырабатывающей понятия). А символ. Символ невыразимой тревоги существования в мире: первейшая функция мифа об Адаме — «универсализировать трагический опыт человеческого изгнанничества» (393). Универсализация опыта Израиля. «Миф об Адаме обнаруживает таинственный аспект зла, а именно то, что, если каждый из нас начинает творить зло, дает ему начало… каждый из нас тотчас находит его готовым в себе, вне себя, перед собой; для всякого сознания, которое пробуждается, чтобы брать на себя ответственность, зло уже здесь; возводя к далекому предку исток зла, миф раскрывает ситуацию каждого отдельного человека: это уже имело место; я не даю начало злу, я его продолжаю; я вовлечен во зло; у зла есть прошлое, и это его прошлое; у зла есть собственная традиция; таким образом, миф в образе предка рода человеческого закладывает все те черты, которые мы только что отметили: реальность греха, предшествующая его сознанию; общностное свойство греха, не сводимое к индивидуальной ответственности; бессилие воли, обнимающей собой любой ныне совершаемый поступок.
- Кроме предупреждения о символическом характере понятия первородного греха еще: мы не вправе спекулировать злом, которое уже есть, вне зла, которое сами творим — «уже есть» это высшее таинство греха: «мы даем начало злу, через нас зло входит в мир, но мы даем начало злу, лишь отправляясь от зла, которое уже есть и непостижимым символом которого является наше рождение» (397). Но также нельзя спекулировать злом вне идеи спасения — антагонисты следуют параллельно друг другу и даже совершают движение друг к другу.
- Несколько уровней символа и следовательно познания символа. Чтобы прийти к мышлению из символа — как преодоление рационального мышления. Первый уровень — феноменология (как перемещение символа в систему иных символов). Второй — герменевтика, интерпретация. В связи с этим отмечает, что сегодня вера не возможна без понимания (которое дает интерпретация), «мы можем верить, лишь интерпретируя. Такова «современная» модальность веры в символы; таковы выражение разочарования в современности и средства против этого разочарования» (412). И описывает круг: герменевтика вытекает из пред-понимания (необходимое условие интерпретации) того, что она интерпретируя, стремится понять. И она служит преодолению современного забывания «Священного» — через «вторичное доверие» (413). И наконец, «понимание, исходящее из символа» (413). Мыслить нужно, не исходя из символов, а в соответствии с символами — «символ заставляет мылить» (413).
- Это мышление смотрит через символику зла. Разбирает этический анализ зла — Кант и Августин. Но в этом анализе утрачен «тот затемненный опыт зла, который различными способами проявляет себя в символике зла и образует, собственно говоря, «трагическое» зло» (420). Зла, которое уже предполагается, когда происходит исповедь, зло, которое находишь в себе еще до пробуждения сознания, до вины, которое передается через символ «пленения», «зло как господство».
- Первое — необходимо уничтожить понятие первородного греха как ложное знание: оно не дает хода юридическому понятию, понятию обвинения, вменения в вину, и биологическому понятию, понятию наследования. Индивидуальная вина была в начале — но Августину нужно было наследование этой виновности, чтобы мы все были бы обвинены в Адаме. Развивается идея личной виновности, наследуемой от рождения как некий порок. Мотив Августина — рационализировать самую таинственную проблему Cв. Павла — проблему осуждения: "поскольку Бог справедлив, необходимо, чтобы осуждение младенцев во чреве матери было также справедливым, чтобы погибель санкционировалась правом, а спасение шло от милости; отсюда идея естественной виновности, осуществляющей себя в деятельности и наказуемой как преступление, даже если она унаследована в качестве болезни" (423). Идея несостоятельна, поскольку смешивает этический и биологический дискурсы + возвращается к старой мысли о массовом обвинении + вновь обращается к вечной теодицее с ее оправданием Бога.
- Богатство концепции первородного греха — в ее интенциональной направленности на самое важное в исповеди — что зло предшествует моему сознанию, не подлежит анализу в качестве индивидуальных проступков, говорит об изначальном бессилии. "По отношению к моей свободе зло является тем же, чем мое рождение по отношению к моему актуальному сознанию, — это то, что уже есть". Тогда цель псевдопонятия первородного греха — "внедрить в описание злой воли… тему квазиприроды зла; тогда незаменимой функцией понятия будет соединение схемы наследования и схемы случайного" (423). "С точки зрения концептуального представления здесь есть что-то недостижимое, а с точки зрения метафизической — что-то неустранимое. В самой воле есть что-то от квазиприроды; зло — это нечто непреднамеренное внутри преднамеренного, не перед преднамеренным, а именно внутри преднамеренного; именно оно есть воля-необходимость. Так исповедание сразу переносится на другой, более глубокий уровень, нежели простое раскаяние в совершенных делах; если зло существует уже при "рождении" — в символическом, а не в фактическом смысле, — то нравственное обращение есть "возрождение". Таким образом, с помощью абсурдного понятия, создается антитип возрождения; этот тип представляет волю испытывающей воздействие пассивного начала, включенного в ее актуальную способность к выбору и освобождению" (423).
- Кант продолжал эти идеи в Очерке об изначальном злом. Но вводя его в качестве интеллигибельного начала отменял всякий натурализм; склонность ко злу — "способ бытия свободы, идущий от свободы". Свободная воля приобретается как преодоление зла— и это примиряет случайность зла и его предшествование. Сама же природа зла для Кана не познаваема.
- Символическое начало зла создает трагическое измерение — как сопротивление господству этического. Это не сопротивление, а не элемент, который свидетельствует о несводимости всего только к этике. "Функция трагического заключается в том, чтобы ставить под вопрос уверенность, самоуверенность, претензию на критику, можно даже сказать, высокомерие морального сознания, которое берет на себя все бремя зла… трагические символы заявляют о себе в безмолвии нравственной гордыни; они говорят о "таинстве несправедливости", тяжесть которой человек не может полностью взять на себя, и свобода не в состоянии дать этому объяснение, поскольку видит это таинство в самой несправедливости… [и даже если это божественное трагическое] Может быть, действительно стоит погрузить во мрак божественное, которое этическое видение свело к морализирующей функции Судьи? Вопреки юридическому формализму обвинения и оправдания, Бог Иова говорит "из бури"" (427).
- Герменевтика зла — частная сфера общей проблемы интерпретации религиозного символа. Но тут проблема для философии: 1 — "Символ остается непроницаемым, непрозрачным, поскольку он дан с помощью аналогии на основе буквального значения, сообщающее ему одновременно конкретные истоки и материальную весомость, непроницаемость"; 2 — "Символ — пленник разнообразия языков и культур и в этом отношении остается случайным: почему именно эти, а не другие символы?"; 3— "Символы заставляют думать только благодаря интерпретации, которая всегда проблематична… Непроницаемость, случайность в культуре, зависимость от проблематичной дешифровки: таковы три недостатка символа в сравнении с идеальной ясностью, необходимостью и научностью рефлексии" (436).
- При исследовании религиозных символов исходит из того, что существует "истина символа" (Гуссерль в Логических исследованиях), т.е. неслучайный характер символов, их нацеленность на означивание, наличие остаток природного свойства в отношении между означающим и означаемым, как это существует в аналогии (напр., физическое пятно и запятнанность). Это обосновывает понимание символов как языка бытия. На этом материале разводит феноменологическую и психоаналитическую герменевтику и исследует, как возможно их одновременное существование.
- …
- Подходит к проблеме обвинения со стороны осужденного — признание вины.
- Вслед за гегелевской критикой морального видения мира сложилась традиция осуждения осуждения (Фейербах, Маркс, Ницше, Фрейд). Достижение психоанализа — открытие генеалогии принципа моральности — переведение и анализ его с точки зрения желания; "осуждающее [моральное] сознание становится сознанием осужденным"; обвинение становится функцией желания и страха; чего сторонился Кант.
- Демистификация обвинения дополняется демистификацией нарушения. Грех — это не нарушение закона, но единство закона и желания, из которого рождается преступление; грешить — значит оставаться в рамках изжившей себя структуры закона, где предписание влечет за собой притязание. противоположностью греха является не нравственность, а вера" (473).
- Димифологизация наказания. Через апории наказания. Соединение рационального и мифологического. Которые ведут к сакрализации права и юридзации священного.
- Основной целью критики является миф о равнозначности сознания наказывающего и несущего наказание. Первым методом демифологизации становится ограничение поля — чисто правовым, где логика может существовать без мифа. И второе — использование новой логики, "логики преизобилования" (500), как память о наказании. Т.е. фигуративность наказания, его памятность и логика преизобилования. Фигуративность в смысле представление одних событий в других (в процессе, разбирательстве).
- Находит аналогию (но четко разводит) правовые отношения и "поэтику воли", т.е. структуры долг, расплата, искупление.
- Но отказывается от простого отказа от наказания. Логика наказания остается после разрушения внутри новой логики прощения (в соответствии с Св Павлом), логики, которая вместе с тем является безумной. Статус такого разоблаченного мифа — то, что живет в памяти — как "золотой век", которого больше нет. "Наказание больше, чем идол, которого следует уничтожить, но меньше, чем закон, который нужно обожествить" (510).
Комментариев нет:
Отправить комментарий