четверг, 9 февраля 2017 г.

...Зубов о Мировом Боге Гете и Солнце у Леонардо...

Зубов, Василий Павлович (1900-1963.).  Из истории мировой науки: избранные труды 1921-1963 / сост., вступ. ст. М.В. Зубовой.  — Санкт-Петербург: Алетейя, 2006. — 612 с.
Натурфилософские Взгляды Гете
  • Все — и единство, и иерархия.  Диалектика единичного и множественного — вместе и в дискусси с Гегелем.  "Действительность и иерархична и едина.  Это значит, что она — единая целостная ткань, в которой однако нельзя двигаться произвольно по всяким направлениям непрерывно.  Движение в ней есть процесс необратимый: непрерывно можно двигаться только от периферии к центру.  От центра же к периферии — это движение абсолютно случайно, иррационально и прерывно.  Он происходит "вдруг" или мгновенно…  Говоря конкретно, от природу к Богу — путь непрерывен, от Бога к природе — он же прерывен.  С высоты логической идеи между ней и конкретной природой — попасть, природы нет вовсе.  Но перенесясь в сосредоточие природы, мы видим, что этой пропасти нет.  Природа есть сама логическая Идея, а не ее тусклый отблеск.  С одной стороны, Идея бесконечно превосходит природу.  С другой — говоря словами Фауста, — "в красочном отблеске мы имеем жизнь" и, добавим, имеем целиком; сама жизнь в нем присутствует, присутствует так, что Жизнь-Идея может быть зрима чувственными очами…" (36).  Нет антитезы натурфилософа и ученого — "абстрактная мысль о природе "натурфилософа" и голая эмпирия "ученого" могут мылиться для него лишь как дурные фикции, в конце концов мыслимые лишь как предельные понятия.  На деле умозрение всегда насыщено чувственным восприятием и чувственное восприятие проникнуто мыслью" (36).  
  • Занимается выявлением прафеномена — прарастение и праживотное, и даже правору для обоих.  Как из этой формы возникает все разнообразие, изучает метаморфозы.  И эта метаморфозам может быть и метаморфоза во времени (дарвинизм) и метаморфоза идеальная сверхвременная.  "Гете колебался до конца" (42).  При этом в традиции — дарвинизирование Гете, "такое выкидывание за борт идеальной связи видов (и тем не менее постоянное пользование ею) — характерное и неизбежное для дарвинизма.  Идеальная связь (естественная классификация) для дарвинизма не пртофеномент, а эпифеномен реальной эволюции видов во времени" (42).  Обратное дарвинизму — в априорной натурфилософии, где тоже отождествление реальной эволюции во времени и сверхвременной идеальной эволюции, "но не идеальная отражает реальную, а реальная идеальную" (43).  Но этот взгляд тут же сталкивается неподатливой реальностью феномена, и находит спасение в ссылках на "задержки", "отклонения".  В терминах Гетет — включает ли Тип все неудавшиеся Виды.  Гете отвечает через "eine Art Wahnsinn" (своего рода безумие) — "Тип и вечен и во времени сразу, то есть он вневременен.  Он то, что Платон в "Тимее" называет мировой душой, Парацельс и ван Гельмонт называли Археем, а пифагорейцы — Гестией" (44).  Виит в этом восточное влияние.  
  • В протофеномене совпадает познание и явление — он факт сознания в той же мере, чтои факт природы.  Разделение этого — влияние кантианства на исследователей Гете.  
  • Праформа "как вечный закон эволюции, действует во времени, проявляет свою власть над всеми индивидуумами эмпирического бытия, не исключая индивидуумов патологических и ненормальных, ибо "из Перворастения объясниы ja sogar elle Monstra".  На последних зачастую вечный закон выявляется с особой резкостью и силой" (45).  Важно видеть и то, и другое — и патологии, но и саму идею. 
  • "Что верно в физике, то верно и в метафизике, что неверно в метафизике, то неверно и в физике" (47).  
  • В теории света и цвета (анти-Ньютон) отрицает разделение на механическую (количественную) объективную теорию и субъективную психологическую. Знание и природа совпадает во взгляде — "сам глаз для того, чтобы видеть, должен быть светлым и солнечным… Вместе с тем, сам свет зрит себя в глазе" (48).  Подобное познается подобным, природа и я — одно и то же.  
  • Прафеномены — вызывают страх, когда даются органам чувства. 
  • Воображаемый образ не есть еще образ субъективный — "подлинное эстетическо воображение не копирует природную действительность, а берет ее самое так, как она есть на самомо деле.  И тогда слова Анаксимандра о космосе, как огненной птице — живом существе, оказываются не метафорой, а раскрытием подлинной реальности"… "В тот момент, когда отверзнутся очи наши и мир окажется глубоким, — мы увидим лес, как единое существо, и всех коней, как единого сверх-коня, а человечество, как единое Grand Etre О.Конта, как Адама Кадмона Каббалы или Ubermensch'а Ницше" (51).  
  • Идея — не отвлеченная форма, не абстракция, в которой тонут различия.  Но кажется, мылить равновесие единичного и всеобщего невозможно.  "Философское вдохновение абсолютного единства — "злой гений Гете-натуралиста" — прорывается не раз, ведя к "аморфному" превращая теорию в "поэтический спинозизм".  Сам Гете отмечает это: "Идея метаморфозы весьма почтенный, но вместе с тем весьма опасный дар свыше.  Она ведет в бесформенное, разрушает знание, растворяет его.  Она подобна центробежной силе и потерялась бы в бесконечном, если бы ей не был дан противовес" (55).  Синтез это больше проявлен в описаниях феноменов, нежели в абстрактных рассуждениях о Типе.  
Солнце в Научном Творчестве Леонардо да Винчи 
  • Естественным состоянием считал покой.  Жизнь — следствие выведения из равновесия.  И потому она стремится к собственному уничтожению, т.е. к возвращению в состояние покоя.  Сила "…с бешенством устремляется она к собственной смерти… гонит яростно то, что противится ее разрушению, желает победить, убить свою причину, свою противоположность, и побеждая, убивает саму себя" (376).  
  • Стихия, погруженная в свою же стихию, никуда не стремится (потому что исследует вопрос того, почему вода поднимается наверх — и исходит из недостаточности простого испарения, что необходима более мощная сила).  Движение появляется только тогда, когда стихия оказывается внутри другой стихии.  Движение тем сильнее, чем дальше от естественного места, родины — "в этой тяжести столько жизни, сколько в этой стихии стремления вернуться на родину".  И это стремление — "квинтэссенция" или "дух стихии" (376).  И человеческая душа подвержена том же стремлению.  И потому желания, стремления человека — стремления к своему собственному разрушению.  
  • При этом есть и вторая сила — которая принуждает покидать состояние покоя.  И это солнце.  Оно в центре как перводвигатель.  
  • И выход на аксиологическую проблематику того времени — что ценнее, покой или движение.  Для Леонардо движение есть жизнь.  И это делает его мысль относительно Солнца, которое неподвижно и потому лишено жизни, апористичной. сти


Комментариев нет:

Отправить комментарий