Лиотар, Жан-Франсуа. Состояние постмодерна / Пер. с фр. Н. А. Шматко. — М.: Ин-т эксперим. социологии; СПб.: Алетейя, 1998. — 159 с.
- «Состояние знания в современных наиболее развитых обществах» (9).
Поле: Знание в Информационных Обществах
- Потребительская модель производства и распространения знания. Разрыв связи с Bildung. Знание становится товаром, но при этом теряет свою «потребительскую стоимость» — в кавычках и со ссылкой на Habrmas, Erkenntnis und Interesse.
- NB: основа производства на информации повлияло на структуру рынка труда — это основа усиления разрыва в развитии с развивающимися странами, «в силу продолжительности времени «производства» высококвалифицированного техника или среднего ученого сравнительно со временем добычи природного ресурса или денежного трансферта» (19). Автор подчеркивает важность науки в «производительных способностей национальных государств».
- Автор все же сочетает эту тенденцию превращения информации в товар с тенденцией свободой циркуляции информации. Но лишь в связи с помехой, которую представляет государство в отношении последней (проблема государства). Но никак не анализирует само это противоречие.
- Знание обращается как деньги, по тем же каналам, «вместо того, чтобы распространяться в силу своей «образовательной» ценности или политической значимости» — и это связано с исчезновением гегемонии государства. Исчезает деление на знание и незнание, а возникает (деньги) знание к оплате / знание к инвестиции = «знаниями, обмениваемыми в рамках поддержания обыденной жизни (восстановление рабочей силы, «выживание») versus кредиты знаний в целях оптимизации результативности программы» (22).
Проблема Легитимации
- Информационная составляющая развитых обществ — рамка, в которой будет развиваться исследование, гипотеза для исследования определенных вопросов, не описание реальности. И кроме того, научное знание — не все знание, ему приходится сосуществовать с «нарративом» (26), рядом с которым научное знание, внутренне противоречивое, блекнет. А нарратив характеризуется через «внутреннее равновесие и дружелюбие (convivalite)».
- Связь знания/истины и политики возводит к Платону. Равенство языков. И ставит вопрос «двойной легитимации»: «кто решает, что есть знание, и кто знает, что нужно решать?» (28).
Метод: Языковые Игры
- Интерпретирует языковые игры Витгенштейна т.о.: «различные категории высказываний должны поддаваться наименованию по правилам, определяющим их свойства и соответствующее им употребление, точно так же как в шахматной игре существует группа правил, определяющих свойства фигур и соответствующий способ их передвижения» (32).
Характер Социальной Связи: Альтернатива Модерна
- Государство в кибернетической модели. Единственная ценность — эффективность. И отдельные потрясения лишь усиливают перформативность, эффективность. См. в частности, комментарий 3 на стр. 36 в отношении положительного значения забастовок. Цит. Schelsky, который критикует теории государства Вебера и Шмитта — государство как мера эффективности технических средств.
- NB: теории единства системы государства, напр., Парсонса, Лумана (v. состоящее их двух начал как в марксизме) находят поддержку у технократов. «Отсюда ее правдоподобность: имея возможность стать действительностью, она имеет и средства доказать это» (38). Называет эти обстоятельства «паранойей» здравого смысла — вслед за Хоркхаймером, Eclipse of Reason, Oxford, 1947, p.183. Свидетельством параноидальности этой системы является наличие скрытого от ее взгляда элемента — это классовая борьба в марксизме.
- Марксизм потерял свою теоретическую базу вместе с затуханием борьбы, превратился в надежду, в утопию, к протестам за достоинство человека или свободы творчества. Такой базой не может быть и борьба третьего мира и студентов. В отношении последней ссылка на Schnapp, Vidal-Naquet, Journal de la Commune etudiante, Seuil, 1969 (presentation).
Характер Социальной Связи: Перспектива Постмодерна
- Каждый индивид находится на пересечении коммуникативных связей (и в этом отношении не лишен власти). И с одной стороны, его перемещение, переконфигурация связей увеличивает эффективность. А с другой, связи эти = языковые игры, т.е. определены правилами. Ага, языковая игра — минимум социальной связи.
- Институты — границы в языковых играх. Но точнее — они ставки в языковых играх, их границы постоянно ставятся под вопрос и они сами изменяются (50).
Прагматика Нарративного Знания
- Аспекты нарратива: моделирование реальности, вбирание различных видов высказываний, прагматика социальной структуры (установление социальных правил).
- Четвертый аспект — «его влияние на темп» (58). Это свойство не понятно адресату. Но: «по мере того, как метр одерживает верх над ударением во всех звуковых, речевых или неречевых, обстоятельствах, темп перестает быть подпоркой запоминания и превращается в древнее отбивание ударов, которое за отсутствием заметной разницы между периодами не позволяет их просчитывать и заставляет забыть о них» и в этом «расходится с золотым правилом сегодняшнего дня — не забывать» (59). Т.е. ведет к забвению. Реф. Charles, Le temps de la voix, Avron, L’appareil musical.
- В итоге: коллективность, которая делает из рассказа ключевую форму компетенции, не нуждается в воспоминаниях о прошлом. Содержание рассказа не имеет значения, социальность определяется самим фактом рассказывания.
- Кажется, такое изменение метрической оставляющей характеризуется тем, что акценты перестают обладать разной силой, они все одинаковые, важно их чередование, они все одинаковые, мерные.
- И как не важна легитимация рассказа прошлым, так и не важно «разрешение на рассказ» (61).
Прагматика Научного Знания
- Научное знание разрушает нарратив. Дает несколько особенностей, которые обеспечивают такое разрушение. В т.ч. укорененность в прошлом (в библиографии), которая усиливает акцент/ударение над метром.
- И отношения: толерантность нарратива по отношению к науке и вопрошание со стороны последней.
Нарративная Функция и Легитимация Знания
- Нарратив — легитимация научного знания, отсутствие внутренней, собственной для науки, легитимации перестает восприниматься как дефект научного знания. «Этот открытый призыв к рассказу в проблематике знания сопровождается и стимулируется призывом буржуазии освободиться от традиционных авторитетов» (76).
Рассказы, Легитимирующее Знание
- Философия как легитимирующий нарратив.
Утрата Легитимности
- Позитивная наука — не знание (94), поскольку нуждается в легитимации в удвоении, в авторитетных метафизических категориях. Цитирует Гегеля, который назвал свой спекулятивный рассказ подтверждением незнания. Ницше выводит нигилизм из приложения научного требования истинности к самому этому требованию. Внутренняя эрозия спекулятивного нарратива.
- Философия перестала быть спекулятивным легитимирующим дискурсом для науки — и сжалась либо до логики, либо до истории идей. В этой связи ссылается на университетское распределение наук. И выражает надежду, что легитимирующий труд философии станет возможен, если она пересмотрит связь с университетом, и ссылается на Projet de l’institut polytechnique de la philosophie de Paris-VIII, 1979.
- Le Centre Universitaire Expérimental de Vincennes sera ouvert sur le “ monde contemporain ” En plus des disciplines traditionnelles des facultés de Lettres, on y enseignera les sciences politiques, le droit, l'économie politique, les mathématiques, les arts (tous les sept!), l'urbanisme et "ces petits bijoux de modernité que sont l'informatique et la psychanalyse". Ces domaines sont conçus comme complémentaires et doivent former un nouveau moule idéologique de sorte que l'étudiant sortant de Vincennes soit moins un spécialiste qu'un individu ouvert au maximum aux questions contemporaines et susceptible de s'adapter, sans trop de difficultés, aux problèmes posés par les bouleversements de la société capitaliste moderne… Le troisième courant introduit des formes de théorie, de concepts, de disciplines que l’université a jusque-là refusés. En littérature, Jean-Pierre Richard et la théorie des textes, Michel Deguy, Michel Butor. L’histoire contemporaine avec Madeleine Rébérioux. L’entrée de la psychanalyse avec Lacan, des mathématiques et de l’épistémologie moderne avec Chevalet. L’arrivée en masse des sociologues disciples de Bourdieu avec Passeron, Castel, etc. Parmi les philosophes, on voit arriver Michel Foucault, Michel Serres, Lyotard, Deleuze, Chatelet, qui vont créer l’idée d’un institut polytechnique. La philosophie n’y est pas une sorte de discipline au-dessus du monde; au contraire elle travaille sur le quotidien…
- Role du Partie Communiste — investir l'Université, opération commencée depuis longtemps, est un objectif qui devient réalisable après Mai 68. Le PC ne cherchait pas à satisfaire le pouvoir mais à défendre ses propres intérêts. Ce qui lui importe avant tout dans ces élections, c'est qu'une structure de gestion soit mise en place afin qu'il puisse y inscrire ses projets.
- Que peut-on dire des “ acquis de Vincennes ” ou plus exactement de ce qu’ont pu apporter les premières années de Vincennes — et de ce qui en est resté. http://www.paris8philo.com/article-5329386.html
- Венская школа завершила похоронную работу. Заслуга Витгенштейна еще и в том, что в отличие от остальных он не стал искать утешения в позитивизме. А дал дорогу другому виду легитимации — перформативность. «Именно с перформативностью и имеет дело постмодернистский мир» (100). Люди утратили даже ностальгию по нарративу. Но от этого не стали варварами — препятствует знание, что легитимация не может прийти ни откуда, кроме их языковой практики и их коммуникационного взаимодействия. Прежде всякой другой веру, наука, которая «улыбается в бороду», научила их суровой воздержанности реализма» (101).
Исследование и его Результативность через Легитимность
- Список грехов научной аргументации (предатебство Аристотеля, Миля и Декарат) берет у Башляра, Le rationalisme applique, и Серра, La reforme et les ept peches.
- Язык обосновывается аксиоматикой. В отношении нее проверка обоснованности осуществляется на основе формальной логики. Но у формализма есть «внутренние ограничения». А это значит, что используемый для описания языка, в т.ч. искусственного, метаязык — «естественный», «повседневный» — он универсален, поскольку позволяет перводимость в него всех других языков, но не обоснован в отношении отрицания, поскольку допускает образование парадоксов.
- Т.о. приемлемость аргументации решается на основе консенсуса — а потому гибкость аргументации.
- Но еще одна игра — эффективность, т.е. язык заказчика и распределителя кредитов.
Постмодернистская наука как Поиск Нестабильности
- Показывает, что развитие задается вопреки закону эффективности — как поиск парадоксов и формирование новых путей аргументации. Примеры и критика теории систем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий