пятница, 22 мая 2015 г.

...Лосев о Структурной Лингвистике...

Лосев, Алексей Федорович.  Знак. Символ. Миф: Тр. по языкознанию. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 479 с.
Язык как Орудие Общения в Свете Ленинской Теории Отражения
  • Отличает языка как орудие общения («разумно-жизненного») от системы знаков (5).  На основе ленинской идеи отражения определяет язык как «живое созерцание, которое при помощи абстрагирующего мышления превращается в созидательную практику общающихся между собой человеческих индивидуумов» (8).  
  • Берется за Гумбольдта, Сепира, Уорфа.  «Каждый из этих лингвистов является  не меньше философом, чем лингвистом, что затрудняет и критику и использование учения этих философов языка для рядового лингвиста.  Приходится считаться с глубоко идеалистическими основами этой философии языка; но идеализм данного типа часто скользит на едва уловимой границе между идеализмом и материализмом…»  
  • Вводит «семему» как единицу смысла, включающего, в том числе, чувственно-мыслительную составляющую (15).  
  • И прикладывает это на вопросы агитации и пропаганды у Ленина (25).  

Аксиоматика Теории Специфического Языкового Знака 
  • Выстраивает аксиоматику структуралистского подхода к языку.  И критикует структурализм, вводя новые аксиомы - в частности, стихийность возникновения, функционирования знака и стихийность структуры.  

Учение о Словесной Предметности (Лектон) в Языкознании Античных Стоиков 
  • Лектон - бестелесно, предмет осмысленного высказывания, не сводится ни к слову, ни к вещи, по поводу которой высказывание.  И ему свойственна своя имманентная истинность, не сводимая к истине материальных вещей.  Как третий элемент между объектом и субъектом - «умопостигаемоданный предмет высказывания и понимания; и при помощи этого третьего только и происходит понимание и обозначение вещей» (170). 
  • Это «обозначаемое в осмысленной речи» (171).  Акцентирует значение мышления, умственной деятельности для лектона.  И более того, элиминирует всякую спонтанность чувственного образа, который может выражаться в речи - там нет лектона.  Лектон - «чистое смысловое содержание, которое выражено словом» (172).  Психологическое представление само по себе, как чувственное, так и умственное, - простой отпечаток вещи в уме, и о нем нельзя сказать, что он есть и какими он обладает качествами.  Лектон же - это смысловой и выразительный акт.  
  • Связь лектонов.  
  • Введено стоиками, чтобы фиксировать любой малейший сдвиг в мышлении, отвлеченные категории мысли Платона и Аристотеля, недостаточны ввиду своей абсолютной неподвижности и «лишенности всяких малейших текучих оттенков» (174).  
  • Проблема истинности и ложности.  Отличие истины от истинного (истинность).   Истина для них материальна, телесна.  Истинность относится к неделимой, простой абстракции.  Истина же сложна и включает множество предметов.  Истинность в этом смысле может принадлежать и глупцу, а истина - только мудрецу.  
  • Лектон - предмет словесного высказывания, словесная предметность, не есть что-либо физическое.  Но связан с материей, и функционирует в материальном и психологическом мире - но это функционирование чисто смысловое и осмысливающее.  Смысл дерева не сводится к его чувственным аспектам (деревянности), но и без них не может возникнуть.  Для установления истинности необходимо, чтобы мы уже обладали лектон, при этом полным лектон, соотносящимся с утверждением - но сам лектон не истинен, ни ложен.  
  • «Мысль отражала не только любые оттенки чувственного восприятия, но и любые оттенки языка и речи» (179).  То есть преодолевает неподвижность идей и категорий, которые выражает язык у Аристотеля и Платона.  
  • Лектон - словесная предметность вещи. А значит человеческое знание, опираясь на словесную предметность, есть ни что иное как система отношений, в которой знание получает свою конкретность.  То есть только в предложении, а не в имени.  
  • Поскольку лектон осмысляет реальность, то утверждает даже онтологизм, даже материальность лектон.  Через энергию (но не развивает).  

О Типах Грамматического Предложения в Связи с Историей Мышления 
  • Восстанавливает структуры мышления на основе типов грамматики.  Кажется любопытным.  Смущает только поступательное накопительное развитие.  На пути все большей индивидуализации субъекта (активного подлежащего). 
  • И действие этих структур как бессознательных или предсознательных.  То есть предпосылка, что язык контролирует мышление.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий