суббота, 5 мая 2012 г.

Notes

Михаил Александрович:
В преддверии премьеры "Драгоценностей" мне захотелось поговорить о первом балете этой тройчатки - "Изумрудах". И потому что это моя любимая часть, даром что ее редко кто хорошо танцует. И потому что это - самая нелюбимая часть большинства балетоманов. В подтверждение даю ссылку на впечатления зрителя спектакля в Париже в 2005, видевшего тот же состав, который запечатлен на официальном DVD.
Цитата:
Памятуя виденное ранее, не ожидаю ничего хорошего от первой части. "Изумруды" – это же такая скука!!! Но тут меня ожидает первый сюрприз. Действие неожиданно увлекает настолько, что не могу оторвать глаз от сцены. Казалось, передо мной оживают сцены с полотен французских художников. Кокетливая грация и легкая чувственность движений танцовщиков сочеталась с особой элегантностью и парижским шиком.

Вот и я считаю, что "Изумруды" - это романтическая мечтательность, грациозная кокетливость и элегантность, зеленоватые акварельные краски - и буквально говоря, и фигурально. Будто все происходит в призрачном мире, в подводном царстве ундин. Если это поклон Баланчина Франции (а такое мнение укоренилось со времен премьеры в 1967 г.- с легкой руки одного из критиков, по-моему), то мне представляется, что это Франция времен "Жизели". И если отвлечься от географии, а обратиться к истории балета, то ""Бриллианты" на 2ую-5ую части 3-ей симфонии Чайковского - это безусловно оммаж большой имперской классике (величественные позы, масштабные жесты, монументальный кордебалет в пачках), а "Рубины" на "Каприччио" Стравинского с его джазовыми синкопами - оммаж балету 20-го века. "Изумруды" же можно считать данью уважения и любви к романтизму. И поставлены они на приятную французскую музыку Форе - композитора, которого можно считать последним романтиком и предтечей импрессионистов. Музыка "Изумрудов" может и не глубока, и не гениальна, но она мелодична, призрачно-таинственна, и очень красиво обыграна Баланчиным. Собственно, акцент я хотел сделать именно на музыке, попутно напомнив структуру балета.

В нем - восемь частей, и поставлены они на две сюиты - музыку Форе к драматическим спектаклям. Это, во первых,"Пеллеас и Мелизанда" по пьесе Метерлинка (1898 - раньше, чем на тот же сюжет Дебюсси написал одноименную оперу, принесшую когда-то Золотую Маску "Стасику"). Музыка была заказана Форе английской драматической актрисой Стеллой Патрик Кэмпбелл, которая играла в этой английской премьере. А позже и во французской, рядом со своей подругой Сарой Бернар в мужской роли Пеллеаса. Упомяну еще, что Кэмпбелл была первой Элизой Дулитл в "Пигмалионе" - Бернард Шоу создал эту роль для нее. Сюита "Пеллеас и Мелизанда" состоит из четырех номеров, и все четыре использованы Баланчиным (иногда, правда, в сюиту включают еще и вокальный номер для сопрано - "Песнь Мелизанды", у Баланчина ее нет, но отзвуки этой песни звучат все-таки в сюите - в последней части "Смерть Мелизанды").

Во-вторых, в "Изумрудах" использована также сюита "Шейлок" (1889). Это тоже музыка к пьесе - облегченному переложению Эдмона Арокура (Edmond Haraucourt) шекспировского "Венецианского купца", как легко догадаться по названию. В сюите из "Шейлока" - шесть номеров, но два из них (№ 1 и № 3) - вокальные: Песня Шейлока и Мадригал для тенора. Их Баланчин тоже опустил, так что музыка из "ПиМ" и "Ш" использована в равных долях.

Исполняют балет семь солистов (первая пара, вторая пара, три - мальчик и две девочки) и десять девушек кордебалета.

1. Первый дуэт первой пары. Кто-то назвал этот номер "Прятки" - в хореографии солисты время от времени скрываются за кордебалетом, девушка и ее подруги убегают от кавалера в па де бурре... Ну, условно, конечно, убегают - не слишком далеко и не слишком быстро. Номер идет на музыку из "ПиМ": № 1 в сюите - Прелюд. Quasi Adagio. Послушать можно здесь. Музыка льется непрерывно, в ней не слышно танцевального ритма и акцентов. Сейчас таким не удивишь, но в свое время это было ново - для Баланчина, по крайней мере. Это не романтический балет, это воспоминание о нем, смазанное дымкой времени, представленное уже в размытых красках и контурах импрессионизма. Чувствуется некая перекличка с "Шопенианой" - другим воспоминанием о той же эпохе. Умные музыковеды считают, что первая тема Прелюда дает экспозицию интровертной личности Мелизанды, а вторая - то, какой ее впервые увидел будущий муж Голо - в ее начале слышен звук охотничьего рога. И лирические герои Баланчина расстаются - юноша уходит со сцены, девушка остается на свое соло.



2. Соло балерины из первой пары. Музыка "ПиМ", № 2. Этот номер называется "Прядильщица" (Fileuse), по темпу Andantino quasi allegretto. В пьесе Мелизанда показана за вращающимся веретеном, музыка вполне соответствует названию. Послушать можно здесь. Балерина купается в мелодии, в нескольких местах поставлены красивые движения руками, будто она сама создает эти волны музыки, артистично дирижируя оркестром.

3. Следом идет соло балерины из второй пары (ее партнер на сцене пока не показывался). Музыка - "ПиМ", № 3 - Сицилиана (Sicilienne. Allegretto molto moderato). Музыка очаровательна, но она вставная. Сицилиана написана пятью годами раньше, когда Форе работал над оставшейся неоконченной музыкой к спектаклю "Мещанин во дворянстве". По мнению музыковедов, эта часть отражает тот единственный миг счастья, которым насладились Пеллеас и Мелизанда. Меня здесь завораживает мелодия в старинном народном стиле. Обязательно слушаемздесь.

4. Начинается па-де-труа - мальчик здесь должен быть легконогим и легкокрылым эльфом. Номер идет на музыку из сюиты "Шейлок", № 2, Антракт. Название вносит путаницу, в музыке слышны жизнерадостные фанфары, в пьесе этому соответствовало великолепие пышного выхода неудачливых женихов Порции - принцев Марокканского и Арагонского. Ссылки для прослушивания в Сети не нашел, но, может, кому-то повезет больше.



5. Второй дуэт первой пары на музыку из - "Ш", № 4, Эпиталама. В общем, понятно: "Пою тебе, бог Гименей", только без Лисициана Smile . В пьесе - эпизод, когда Бассанио правильно угадывает один из трех ларцов, где находит портрет обожаемой Порции, что дает ему право стать ее мужем. Он, само собой, в полном восторге, она - тоже. Слушаем здесь. Дуэт этот добавлен Баланчиным в балет позже, в 1976.

6. Дуэт второй пары. Солистка уже появлялась на сцене в № 3 под трогательную Сицилиану. Здесь необычна хореография - балерина не спускается с пальцев, а должна элегантно вышагивать (вспоминается "Снегурочка" Бурмейстера и "Сомнамбула" самого Баланчина). Встречаются необычные движения, когда нога или рука поднимаются не кантиленно, а прерывисто, не линией, а пунктиром, в три приема - тоже имитация шагов. Музыка - "Ш", № 5, Ноктюрн. Лунная ночь в Венеции упомянута у Шекспира в диалоге влюбленных Лоренцо и Джессики, дочери Шейлока: How sweet the moonlight... В "Венецианском купце" это вторая счастливая пара, и у Баланчина - вторая пара ведущих солистов. А музыка вполне соответствует магии южной лунной ночи: жмем сюда.

7. Финал - это апофеоз, № 6 Finale из того же "Шейлока" (музыки для прослушивания on line тоже не нашел). Танцуют все - семь солистов и десять девушек кордебалета. Как и положено, "алле ап!" и торжественная поза. Все замерли в живописных группах, ручки в третьей позиции, публика аплодирует. Казалось бы, конец балета - ан нет! Неожиданно раздается печальная мелодия...



8. Променад солистов. Кордебалет уплывает за кулисы, на сцене остаются лишь семеро солистов из дуэтов и трио. Септет - это не столько виртуозный танец, сколько позы, поддержки, перестроения ансамбля, объединение в красивые группы, снова перестроения. Кому-то из критиков напомнил прогулку, отсюда и название Променад. Финал совсем не бравурный - девушки убегают в разные стороны, а трое юношей опускаются на колено в благородной рыцарской позе, вздымая вверх руку. Музыка для Променада - последняя часть "ПиМ" - № 4 "Смерть Мелизанды" (Andante. Molto adagio). Слушаем эту траурную мелодию. Ранее этой части в "Изумрудах" не было, она появилась во время съемок для "библиотеки Баланчина" на ТВ. Там Баланчин сам выбирал фрагменты, и взял "для вечности" всего три номера: первый дуэт на музыку Прелюда, па-де-труа и "Дуэт с шагами" для второй пары. Но во время работы решил, что чего-то не хватает в такой композиции, и, сказав, что у него еще есть неиспользованная музыка, прямо в студии поставил Променад, завершив тем самым балет. Впоследствии м-р Би включил его и в "живой спектакль", исполняемый на сцене NYCB (тогда же был добавлен новый дуэт для первой пары, о котором писал выше). Променад отсутствует в постановке "Изумрудов" в Мариинском театре, но зато есть у французов в Парижской Опере. Интересно, будет ли он в спектакле Большого? Хотелось бы и, думаю, так оно должно быть: Променад оставляет нерешенными какие-то вопросы бытия, как это и полагается в романтическом балете. Ну и от Мариинки чтобы отличаться.



Я начал эти заметки с того, что "Изумруды" не нравятся большинству публики. Виолетт Верди, первая исполнительница этого балета (солистка в первой паре) даже писала, что "Изумруды" - трудный балет для начала вечера. Публика не разогрета, и не может разогреться, потому что балет - сдержанный, холодноватый, строгий, элегантный. В нем нет кульминаций - есть только чистая красота. "Публика принимает его с пониманием и вежливостью, но никогда - с теплотой или с непосредственными реакциями", - говорит Верди, а ей ли изумрудов не знать Smile .

Наверно, это все правда. И я писал свои заметки в надежде помочь кому-то увидеть не скучно поставленную бессюжетную одноактовку, а ту красоту "Изумрудов", которую увидел я. Многие хорошо танцуют "Рубины", главные примы театров чаще всего выходят в "Бриллиантах", но я пока в целом равнодушен к этим частям "Драгоценностей" (может, после премьеры проникнусь, наконец). А вот снискать успех в "Изумрудах", донести их красоту до зрителя - это по ногам лишь настоящим балеринам. Wink

Вместе с Променадом "Изумруды" идут примерно 35 минут (столько же "Бриллианты", а "Рубины" покороче - минут 20). В сумме - полтора часа чистого времени. Если сделают два антракта, то общая продолжительность - 2:20 или около того.

Комментариев нет:

Отправить комментарий