Тынянов, Юрий Николаевич (1894-1943). Поэтика. История литературы. Кино / Предисл. В. Каверина; АН СССР, Отд-ние литературы и яз., Комис. по истории филол. наук, Науч. совет по истории мировой культуры. — Москва: Наука, 1977. — 574 с.
Стихотворные формы Некрасова
- "…слух современников более чуток, если в похвалах они не всегда прозорливы, то в обвинениях их почти всегда задето главное, чем обнаружилось для них данное искусство и что через призму других течений воспринимается уже не столь остро" (18).
- "Поэтическое произведение отличается от прозаического вовсе не имманентным звучанием… Все стиховые элементы не даны, а заданы… Стихи от прозы отличаются не столько имманентными признаками, данностью, сколько заданным рядом, ключом. Это создает глубокую разницу между обоими видами; значение слов модифицируется в поэзии звучанием, в прозе же звучание слов модифицируется их значением. Одни и те же слова в прозе значат одно, в поэзии другое" (25).
О Композиции "Евгения Онегина"
- Отличие прозы и поэзии по критерию звучания/мелодики/ритма отвергает. И на основе существования свободного стиха и ритмизованной прозы. И принципиально: "было бы, однако, поспешным заключать, что прозаический и стихотворный виды отличаются тем, что в стихах исключительно важную роль играет внешний знак слова, а в прозе чтоль же исключительную роль играет его значение. Это подтверждается явлением, которое можно назвать явлением семантического порога. Исключительная установка на имманентное звучание в поэзии (заумный язык, Zungenrede) влечет за собой сугубую напряженность в искании смысла и таким образом подчеркивает семантический элемент слова; наоборот, полное небрежение звуковой стороной прозы может вызвать звуковые явления (особые стечения звуков etc.), которые перетянут центр тяжести на себя" (53).
- "Деформация звука ролью значения — конструктивный принцип прозы; деформация значения ролью звучания — конструктивный принцип поэзии. Частичные перемены соотношения этих двух элементов — движущий фактор и прозы и поэзии" (55).
Блок
- Нащупывает Блока между эмоциональным эксгибиционизмом и холодным умом. В отношении первого указывает на частые заимствования из других авторов — при этом заимствования банальные, штамповые. "Он предпочитает традиционные, даже стертые образы ("ходячие истины"), так как в них хранится старая эмоциональность; слегка подновленная, она сильнее и глубже, чем эмоциональность нового образца, ибо новизна обычно отвлекает внимание от эмоциональности в сторону предметности" (121). Отсюда же романс (даже цыганский романс) как прообраз лирики. Сюда же важность финала.
Кино — Слово — Музыка
- Анализирует кино как абстрактное искусство. Самое парадоксальное — речь в кино. "Разложена на составные элементы" (321) на: вид, слова и звук. Звук речи дает музыка. И это дает возможность развить каждый из этих элементов до "последних пределов выразительности", можно говорить что угодно, все что активирует мимику. "Театр строится на цельном, неразложенном слове (смысл, мимика, звук). Кино — на его разложенной абстракции" (322).
Комментариев нет:
Отправить комментарий