Ортега-и-Гассет, Хосе (1883-1955). Эстетика. Философия культуры / вступ. ст. Г. М. Фридлендера. — Москва: Искусство, 1991. — 586 с.
Дегуманизация Искусства
- Анализ нового искусства с точки зрения социологии искусства.
- Новое искусство — и автор наслаждается тем, насколько разножанровые явления в одну эпоху объединены одинаковыми импульсами — не нравится публике. Но автор видит принципиальное отличие от ситуации, когда не нравилось романтическое искусство. Романтика не нравилась сторонникам классицизма — которые при этом прекрасно понимали его, понимали его новаторство и лишь сопротивлялись новой эстетике. При этом публика приняла его быстро и массово. Новое искусство не нравится (именно публике), потому что не понятно. Как будто существует две разные публики — которая понимает и которая не понимает, как будто есть публика, которая обладает определенным органом восприятия и которая лишена его. "Новое искусство, очевидно, не есть искусство для всех, как, например, искусство романтическое: новое искусство обращается к особо одаренному меньшинству. Отсюда - раздражение в массе" (221).
- Различие в эстетическом переживании у этих групп. У первой оно не отличается от жизненных переживаний (их постановочный характер считает второстепенным). И столкновение с ситуацией, которая не имеет привязки к жизни, вызывает неприятие и растерянность.
- И по ходу уточняет. "…радоваться или сострадать человеческим судьбам, о которых повествует нам произведение искусства, есть нечто отличное от подлинно художественного наслаждения. Более того, в произведении искусства эта озабоченность собственно человеческим принципиально не совместима со строго эстетическим удовольствием" (224). Поскольку художественное явление является таковым настолько, насколько оно отлично от реальности, то восприятие "жизни" препятствует видению собственно художественного.
- Наблюдение за новыми художниками привело к наблюдению, что "в них зарождается новое восприятие искусства, новое художественное чувство, характеризующееся совершенной чистотой, строгостью и рациональностью" (227). Сопротивление ему есть иррациональным и бессмысленным.
- Новое искусство принципиально направлено на отличие от реальности, от жизненного опыта человека — и это называется "дегуманизацией" искусства.
- Возвращается к музыке. Романтика — это объективация страсти, заражение и стимулирование эмоции. И в этой реакции нет ничего подлинного, она механическая (смех от щекотки не имеет ничего общего с весельем). "Смех и слезы эстетически суть обман, надувательство. Выражение прекрасного не должно переходить границы улыбки или грусти. А еще лучше — не доходить до этих границ. "Toute maitrise jette le froid" (Малларме)" (238).
- Уже у Вагнера мелодрама была доведена до такого предела, что человеческое потерялось в космическом. Но Дебюсси совершил то, что автор называет "превращением субъективного в объективное" (240).
Комментариев нет:
Отправить комментарий