среда, 28 мая 2008 г.

Article

C 1 ПО 6 ИЮНЯ ПРОЙДЕТ VII МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ "РАМПА МОСКВЫ"

Этот летний фестиваль, задуманный и организованный художественным руководителем "Балета "Москва" Валерием Басиным, никогда не ходил в хедлайнерах столичного танцевального сезона, хотя исправно вот уже седьмой год собирает российские и иностранные команды, подвизающиеся на ниве contemporary dance. Отсутствие громких имен на фестивале Валерий Басин нынче, как и все прежние годы, объясняет бездомностью "Балета "Москва" и отсутствием денег. Фестиваль, действительно, предлагает не самые щедрые условия: участники самостоятельно оплачивают свою поездку на родину мирового балета и от фестиваля получают лишь не самую танцевальную площадку Пушкинского театра да радушие организаторов. В этом контексте афиша фестиваля выглядит бесспорной победой.

Нет, конечно, на фестивале случались удачи... С особенным теплом организаторы вспоминают канадский "Butoh-A-Go-Go", который приезжал аж два раза и чуть ли не первым показал буто в России. Вообще, география фестиваля впечатляет – 14 стран, вплоть до ЮАР.

Участники нынешнего фестиваля малоизвестны, однако, судя по пресс-релизам, являются вполне устоявшимися компаниями со статусом театра. Туринский театр балета (Италия), например, существует уже 30 лет, и на фестивале представит инспирированную Форсайтом "Трилогию". Другие компании завлекают своим сотрудничеством с истеблишментом современной хореографии, хотя работы известных хореографов на фестиваль не везут. Венгрия, постепенно становящаяся фаворитом критиков современного танца, представлена аж двумя коллективами: Будапештский театр танца выйдет на сцену с постановкой "Время", а более радикальный Театр балета города Печ покажет спектакль "Я не сдаюсь!". Самой неопытной выглядит компания из Украины "Black O!Range Dance Company" со своим первым полнометражным спектаклем "Синдром параллельности", прикрывающаяся, впрочем, именем великого Маркеса, по рассказу которого спектакль поставлен.

Основной заботой организаторов фестиваля, конечно, остается "Балет "Москва". В этом году театр представит сразу три премьеры сезона, балеты Эдвальда Смирнова ("Иудифь" на оригинальную музыку), Никиты Дмитриевского ("Terraclinium" на музыку Акира Ямаоко, Раби Абу-Халил, Einstürzende Neubauten, Noisof-X) и Ларисы Александровой ("Свадебка" Стравинского). Обещают, что "доставит удовольствие".

пятница, 23 мая 2008 г.

Article

СВЕТЛЫЙ ПУТЬ
16 мая Большой театр поздравлял с 70-летием ведущую солистку, а ныне педагога театра Светлану Адырхаеву. Гала-концерт в честь юбилярши позволил оценить ее педагогические таланты

Творческая судьба балерины Светланы Адырхаевой представляется исключительно счастливым стечением встреч и обстоятельств. Посудите сами…

Родившись в неизвестном миру осетинском селе, девочка попала в академию Вагановой, святая святых балетного мира. Однако, в Ленинграде Светлана не прижилась и начала свою профессиональную деятельность в Челябинском театре оперы и балета, где престижное образование позволило немедленно станцевать партию Одилии-Одетты, которая часто становится вершиной для карьеры балерины, после которой уж и не о чем мечтать. Со своими корнями Адырхаева связи не потеряла, и в 1960 году, работая уже в Одесском оперном, приехала в Москву в рамках дней осетинской культуры. Именно на этих гастролях, как говорят, "девочку" заметила сама Уланова и постановила – балерине быть. Впрочем, отметив прекрасные данные, Уланова приказала работать, ибо только при условии нещадного труда "будет толк".

Светлана Адырхаева великий наказ выполнила с честью, перетанцевала почти весь балеринский репертуар и закончила танцевальную карьеру в ранге ведущей солистки Большого театра.

Отдать дань работоспособности Светланы Адырхаевой смогли лишь те зрители гала-концерта, которые застали ее выступления на сцене, поскольку жалкий видеоряд не давал представления о масштабе ее сценической личности, а живых свидетелей не сыскалось. Вечер, однако, дал возможность оценить педагогические таланты балерины, представив воспитанниц юбилярши.

Первые две части вечера (3-я картина из "Лебединого озеро" и II акт из "Спартака") почти безусловно были отданы Анне Антоничевой, единственной прима-балерине среди воспитанниц Светланы Адырхаевой. Балерина с неизменным выражением героини Валентины Теличкиной из панфиловского "Начала" одинаково плоско и неточно оттанцевала хозяюшку Одилию, и хозяюшку Фригию. Своему образу балерина осталась верна и в третьей части вечера, наделив искусительницу Хозяйку Медной Горы таким теплом и слабостью, что банька да квасок могли быть единственным логичным завершением ее адажио с Данилой. Данила, впрочем, ушел…

Другие воспитанницы Светланы Адырхаевой вышли в партиях невест Зигфрида и в нескольких сольных номерах, получив свою долю вежливых хлопков.

Впрочем, счастливая звезда не оставила Светлану Адырхаеву и на педагогической стезе. Такой светлой звездой стала молодая солистка Большого, Екатерина Крысанова, которая под руководством Адырхаевой семимильными шагами осваивает репертуар Большого и на гала-концерте в честь своего репетитора представила целых три дебюта: Эгину в "Спартаке", птичку в "Охотнике и птице" Якобсона, и Китри в гран-па из "Дон Кихота". Танцовщица обладает двумя бесспорными балеринскими достоинствами: легкими ногами, позволяющими укрощать темпы, совершенно забытые на современной балетной сцене, и абсолютной бесшабашностью в поддержках, - что дает надежду на интересные работы. Было исключительно жаль, что за кадром осталось удивительно точная пластика Крысановой в современной хореографии, по-прежнему редкая для танцовщиков Большого.

На вечер Светланы Адырхаевой приехала прима Мариинки, Ульяна Лопаткина, царственно исполнившая партию Мехмене-Бану в па-де-де из "Легенды о любви". Ну, а наибольший восторг у истерзанной классикой публики вызвал ансамбль малолетних джигитов, привезенных с родины юбилярши.

вторник, 13 мая 2008 г.

Article

ЧИННО-БЛАГОРОДНО
8 мая с аншлагом прошел творческий вечер Николая Цискаридзе, впервые на родной сцене Большого театра

В фойе театра, прогуливаясь среди любовно подобранных фотографий Николая Максимовича, зрители нарочитым шепотом комментировали, что "театр понял, наконец, кто его главный танцовщик…", что это чуть ли не последний творческий вечер артиста и что Цискаридзе собирается прекратить танцевать. Глядя на продемонстрированную бенефициантом прекрасную физическую форму, поверить в историю о завершении танцевальной карьеры было сложно. Да, и переаншлаг в театре настраивал, скорее, на оптимистичный лад. Впрочем, кое-что в организации вечера все же свидетельствовало, если не о "последней гастроли", то по крайней мере, о некотором стремлении "застолбить территорию".

Николай Цискаридзе представил вечер сугубо, даже нарочито, несовременный, или, может быть по мысли артиста, "вневременной".

Во-первых, вопреки новейшей моде бенефициант не стал "заморачиваться" новыми номерами и вышел на сцену в своих коронных партиях: Солором в наркотических "Тенях" из третьего акта "Баядерки", простодушным Нарциссом из одноименного номера Голейзовского и настырным Германом из "Пиковой дамы" Ролана Пети. Вполне очевидная эгоцентрическая рифмованность этих партий в отточенной бенефициантом годами интерпретации превращает их в некий универсальный образ, в котором определяющим является Николай Максимович, а не Пушкин, не Чайковский и не Петипа. Впрочем, именно этот огнеокий, тепло-демонический образ обеспечивает Николаю Максимовичу неиссякаемый приток все новых поклонниц, теперь уже не только из рядов любителей балета.

Техническая сторона продемонстрированного бенефициантом исполнения также было лишена сюрпризов и сочетала традиционные для него сильные и слабые стороны: абсолютный stage presence, феноменальную мягкую и точную стопу, красивые арабески, полетное jete en tournant, упрощенные элементы мелкой техники и почти тотальное невнимание к партнерше.

Во-вторых, творческий вечер был посвящен (или освящен их именами) легендарным Марине Семеновой, Галине Улановой и Николаю Фадеечеву, у которых бенефицианту посчастливилось учиться. При этом оммаж учителям должен был не только указать на связь Николая Максимовича с великой традицией русского балета, но также подчеркнуть благородство и благодарность педагогической деятельности, которая, как говорят, весьма его привлекает.

Наконец, статусность мероприятию обеспечивал и премьерский уровень окружения бенефицианта, включая старейшин театра Галину Степаненко (Никия в "Тенях") и Надежду Грачеву (в вариации из "Раймонды"). В адажио из балета Юрия Посохова на грузинскую народную музыку "Сагалобели" отметился и уходящий в менеджеры премьер Большого Сергей Филин. Их со Светланой Лунькиной исключительно печальное и гармоничное па-де-де заставило еще раз сожалеть о быстротечности балетной судьбы.

Впрочем, одна из новейших тенденций пришлась-таки бенефицианту вполне по вкусу, и вечер продемонстрировал, что главный премьер Большого театра готовит себе преемника. Ученик Николая Максимовича и претендент в приемники, Артем Овчаренко, вышел в «Большом классическом па» на музыку Обера вместе с примой театра Марией Александровой и оказался хорошо выученным юношей с красивыми линями, четкими позициями ног и зависающим прыжком. До инаугурации, по модели той, что накануне прошла в Георгиевском зале, дало не дошло, однако и президент наш не сразу посвятил страну в свои планы.